Понедельник, 25.09.2017, 23:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Технологии применяемые для социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов

1.«Вдохновение» - апробация и обучение новым техникам и технологиям в социально – трудовой реабилитации граждан пожилого возраста, организация сотрудничества и индивидуального взаимодействия с людьми старшего поколения и людьми с ОВЗ.

2. «Компьютерный мир» - получение дополнительного образования гражданами пожилого возраста и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, в области современных информационно-компьютерных технологий; формирование у пожилых людей и инвалидов информационной компетентности как средства гражданской активности, преодоления социального одиночества, самореализации.

3.Вокалотерапия «Звуки здоровья»

Задачи

  1. Регулирование, укрепление физиологических функций организма и, в первую очередь, дыхательной системы.
  2. Снятие нервно-психического напряжения, достижение очищения (катарсиса) от негативного болезненного состояния, релаксация.
  3. Повышение социальной активности, коммуникативности.
  4. Общемузыкальное развитие, активизация творческого и интеллектуального начала.

Этапы занятия

  1. Дыхательная гимнастика
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Пластическая гимнастика
  4. Звуковая гимнастика
  5. Собственно вокализация (пение как конечный результат).

 

  1. Танцетерапия  «Ритмы здоровья»

активизация тела для того, чтобы помочь клиенту полностью обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации:

  • Упражнения для согласования движений с музыкой
  • Танцевально-ритмическая гимнастика
  • Общеразвивающие упражнения в положении сидя на развитие основных групп мышц
  • Танцевальные этюды и танцы
  1. «Школа здорового образа жизни»

Консультирование по социально-медицинским вопросам (гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек и др.)

 

Технологии применяемые в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних

 

1.Здоровьесберегающая технология «Звуки здоровья».

Сущность технологии состоит в ее способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции. Целевая группа: дети от 3 до 13 лет с разной степенью ограничений. Она является частью комплексной реабилитации в нашем учреждении для «особых» детей. Данная технология адаптирована из сегментов различных программ.

Основная цель технологии: создание среды для преодоления социальной изолированности детей-инвалидов.

Основные задачи:      

  • обеспечение общей эмоциональной разгрузки (возможности выразить сильные эмоции),
  • снятие уровня тревожности, нервного перевозбуждения,
  • развитие и коррекция психосенсорных способностей (увеличение концентрации внимания, активизация мыслительных процессов, ускорение процесса запоминания и т.д.),
  • развитие мелкой и крупной моторики, координации движений
  • развитие речи, голоса, речевого дыхания

Применяются  различные методы звукотерапии: музыкотерапия, прослушивание звуков природы, музыкальных произведений, воздействие голосом (пение), музыкальными инструментами.

Звукотерапия способствует:

  • улучшению качества сна, помогает укрепить память, концентрацию внимания и координацию движения;
  • укреплению иммунной системы;
  • повышению способности к самооздоровлению;
  • увеличению скорости мышления и диапазона восприятия звуков;
  • исчезновению звона в ушах;
  • развитию творческих способностей;
  • исчезновению беспричинных страхов.



2. Технология «Открытый мир».

Основная цель: создание условий для преодоления социальной изолированности детей – инвалидов, их социализации. Целевая группа: дети - инвалиды от 3 до 18 лет и их родители.

Работа по данной технологии проводится по двум направлениям: клуб общения и взаимоподдержки «Давайте пообщаемся!» и «Социальный туризм».

Формы и методы работы по данной технологии включают:

  • мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству;
  • выпуск газеты для заботливых родителей «Давайте пообщаемся!»
  • совместная детей, родителей и специалистов Центра – семейные праздники
  • индивидуальные собеседования с родителями
  • выставки детских работ, районные и региональные конкурсы
  • выездные экскурсии

Результат:

Данные мероприятия  позволяют детям-инвалидам адаптироваться в стандартных ситуациях, заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную жизнь.

Использование в работе технологии «Открытый мир» способствует расширению творческого потенциала ребенка-инвалида и его родителей, направлено на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, расширение круга общения.

 

3. Технология «Шаг вперед».

Сущность технологии  заключается в том, чтобы вызвать гармоническое развитие организма при помощи систематических упражнений всех мышечных групп тела. Целевая группа: дети - инвалиды от 3 до 18 лет.

Технология в Центре применяется в двух видах – это непосредственно:

  • механотерапия (упражнения с использованием тренажеров оксицикл III, эксфлекс, шагоход L, эллиптический тренажер, вертикализатор);
  • стопотерапия (гимнастика с использованием специальных тренажеров для стоп – шариковых, игольчатых, специальных ребристых дорожек и ковриков)

Ожидаемый результат:

  • Тонизирующее действие;
  • Трофическое действие. Нарушение различных анатомических структур в организме человека являются следствием воспалительных процессов, нарушений обмена веществ. Рационально примененные физические упражнения, обуславливают замещение и компенсацию образовавшегося дефекта путем истинной (заместительной) регенерации, обратного благоприятного развития атрофических и дегенеративных процессов. Причем, физические упражнения не, только стимулируют трофические процессы в организме, но и обуславливают формирование наиболее полноценной морфофункциональной структуры;
  • Формирование функциональных компенсаций;
  • Нормализация функций и целостности деятельности организма.

 

4. Технология «Дарим радость».

Цель: интеграция ребенка – инвалида в общество и развитие его творческих способностей.

Реабилитационная направленность технологии: развитие тонкой моторики, самопознание, коррекция психо-эмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления.

Применяются нетрадиционные техники:

  • торцевание
  • декупаж
  • ниткография
  • квиллинг
  • рисование витражными красками
  • рисование с использованием природных материалов

Методические приемы организации занятий по данной технологии:

  • использование классической музыки;
  • использование медиативной музыки и музыки, воспроизводящей звуки природы;
  • рисование сначала под классическую, потом под медиативную музыку.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие коммуникативных навыков с помощью музыки и элементов рисования: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся контактными.
  • Стабилизируется психо-эмоциональный фон. Появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний.
  • Внимание становится более устойчивым.
  • Значительно улучшается работоспособность детей.
  • Развивается мелкая моторика руки.
  • Развивается творческое, образное мышление.
  • Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.

 

5.   Технология «Тимокко» с применением развивающе-коррекционного комплекса с видеобиоуправлением "Тимокко".

Данная технология эффективно применяется с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при постравматических нарушениях движения и координации.

Программное обеспечение комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство.

Играя в игры, включенные в комплексы, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.

Результат:

  • Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности.
  • Повышение скорости реакции, улучшение памяти.
  • Развитие способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.
  • Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.
  • Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.
  • Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия.
  • Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.
  • Тренировка на увеличение диапазона движений.
  • Освоение новых движений и моделей взаимодействия.
  • Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.

 

6. Сенсорная комната – здоровьесберегающая технология, оказывающая комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребенка, создающая радостное настроение и ощущение полной безопасности.

В зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате проводятся как:

  • самостоятельная реабилитационная процедура;
  • способ подготовки к другим социально-психологическим мероприятиям;
  • средство оптимизации социально-реабилитационного, в том числе адаптационного процесса.

Предметная среда сенсорной комнаты позволяет ребенку быть самим собой, т. к. в ней можно забыть обо всем и спрятаться от внешнего мира. Игры – занятия с детьми проводятся на основе интеграции с использованием разнообразного материала, что позволяет с легкостью переключать малышей с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса и оказывает позитивное влияние на развитие личности каждого ребенка.

Использование технологии сенсорной комнаты, элементов игротерапии наряду с другими методами и приемами реабилитации дает наибольший результат в работе по сохранению и укреплению здоровья детей-инвалидов.

Ожидаемый результат:

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение);
  • создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению реабилитационных мероприятий.

 

7.  Технология «В гостях у сказки»  с применением лекотеки - метода социально-культурной и психологической реабилитации детей с помощью игрушек.

Реабилитационная направленность технологии: развитие психических сенсорных функций, тренинг эмоций, снятие зажимов, расширение спектра общения, повышение социальной активности, интеллекта, ориентация в пространстве, профориентация, апробирование социальных ролей.

Формы участия ребенка:

1) Ребенок как зритель смотрит на игру кукол;

2) Ребенок является участником ролевой игры, в которой ему предлагается играть либо его самого, либо кого-то другого. Создается симбиотическая пара: ребенок-взрослый.

3) Дети могут свободно играть без направления и подсказки взрослых;

4) Дети могут играть в придуманные ими игры с помощью игрового материала, а специалист направляет скрытые возможности ребенка.

Ожидаемый результат:

через театрализованное игровое общение с игрушками осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения дезадаптированных детей, снятие многих психологических проблем: неврозов, фобий, замкнутости, отрицательных качеств и черт характера (злобы, зависти, конфликтности, жадности и т.д.).

 

8. Технология «Речь на кончиках пальцев» с применением многофункционального комплекса «ДОН» для развития двигательных функций, мелкой моторики, бытовых и интеллектуальных навыков, а так же профилактики опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Технология включает в себя:

- занятия на многофункциональном комплексе «ДОН»;

- самомассаж пальцев и кистей рук;

- пальчиковые гимнастики;

-упражнения с предметами;

- развитие тактильных ощущений (проведение игр: «Пересыпаем крупу, зернышки», «Пальчиковый бассейн», «Чудесный мешочек»)

Ожидаемый результат:

развитие логического и абстрактного мышления,  моторики пальцев рук и речевых процессов,  познавательной деятельности.