Среда, 13.12.2017, 12:18
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

     Чего боятся школьники и их родители?

     Школа занимает важное место как в жизни детей, так и их родителей. По мимо обучения общеобразовательным предметам, школа учит детей жизни, умению общаться между собой, прививает нормы морали и т.д. Несмотря на то, что школа несет в жизнь ребенка новые знания и умения, учащиеся и их семьи часто испытывают тревогу перед ней. Тревоги и страхи могут быть самыми разнообразными, ниже представлены некоторые из них и способы борьбы с ними.

Страхи родителей:

1) Страх за ребёнка. Не обидят ли там моего ребёнка? Будет ли он правильно вести себя? Не поругают ли его?

Как с этим бороться:

-наладьте контакт с классным руководителем, школьным психологом, запишите их телефон, чтобы в случае чего можно было расспросить или посоветоваться с опытными людьми;

- помогите ребенку социализироваться: когда у него появятся первые товарищи и друзья, пригласите их в дом на мороженое или тортик с чаем. Дома для ребенка очень важна атмосфера эмоционального комфорта, он должен знать, что здесь его очень любят и ценят.

2) Возможно, что родители сами когда-то испытывали школьный страх и теперь невольно передают его детям. Они пугают их трудностями и наказаниями. В итоге ребёнок становится неуверенным в своих силах и в своих способностях.

Как с этим бороться:

- постарайтесь вспомнить хорошие моменты вашей жизни, связанные со школой, расскажите о них ребенку.

- не пугайте ребенка трудностями, наоборот, говорите ему, что у него всё получится.

3) Страхи самих родителей перед оценками, перед родительскими собраниями (про моего ребёнка при всех скажут что-то плохое, стыдно за ребёнка). Поэтому можно услышать такие реплики: «Дождёшься, что тебя выгонят из школы», «Ты получишь двойки», «Тебе поставят кол», «Тебе в школе покажут…»

Как с этим бороться:

- помните, что идеальных людей не бывает. Каждый ребенок может получить плохую оценку или плохо себя повести. Ничего страшного в этом нет, людям свойственно ошибаться, а уж детям тем более. Вы в силах помочь ребенку переоценить свои действия.

4) Страх перед учителем. Поэтому родители проверяют очень тщательно домашние задания, дети переделывают их, переписывают, часто выполняют по 8-9 часов… Родителям хочется, чтобы ребёнок был отличником. А он не может.

Как с этим бороться: принимайте ребенка таким, какой он есть, не стремитесь сравнивать его с одноклассниками или одногодками – вы либо занизите самооценку ребенка, либо разовьете в нем непомерную гордость.

Страхи детей: 

    Дети испытывают страх остаться в школе надолго без родителей. Этот страх в дальнейшем влияет на успешность и развитие будущего ученика. Поэтому перед школой обязательно нужно детей водить в детский сад и образовательные центры. Тогда адаптация в школе будет проходить намного легче.

- Страх перед учителем и перед одноклассниками. Большую роль играют свойства характера – нерешительность, стеснительность, замкнутость. -- -Боязнь принять решение, страх перед ошибкой, страх быть осмеянным. Ощущение беззащитности у доски (один на один с учителем и классом).

- Страх перед большим объёмом домашних заданий. Боязнь не справиться.

- Страх перед гневом родителей (часто ругают за тройку или даже за четверку). Поэтому часто предполагаемый гнев родителей парализует волю маленького ученика на контрольных или у доски. Он забывает всё, что знал. Появляются слёзы и нервозность.

- Нежелание посещать школу часто возникает от услышанного от родителей. «Эта школа плохая, здесь ничему не научат». Страх, что ребёнок не научится и будет отставать от других, приводит к заниженной самооценке и стремлению пойти в другую школу. «В эту школу не хочу ходить, она плохая…»

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку справиться со своими страхами.

! Установите вместе с ребенком режим дня, подготовка домашних заданий и школа должна чередоваться с активным отдыхом. Ребенок должен соблюдать режим: при нарушении распорядка первоклассник быстро устает, становится рассеянным, у него появляются головные боли, снижается умственная деятельность, пропадает желание учиться.

! Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, обязательно подбодрите его, а не прощайтесь в стиле: «Чтобы не было плохих оценок» или «Смотри, чтобы учителя на тебя не жаловались»;

! Проявляйте интерес к своему ребенку. Если он чем-то недоволен или расстроен, просто выслушайте его. Не думайте, что детские проблемы менее важны, чем проблемы взрослых;

! Поощряйте ребенка за успехи, стимулируйте к совершенствованию. Даже «уже взрослому» первокласснику нужна ваша забота: если вы рассказываете ему сказку перед сном или вместе слушаете записи – пусть это останется вашим семейным ритуалом. Ребенок будет знать, что многое в его жизни останется постоянным, а значит, и напряжение постепенно уйдет;

! Не высказывайтесь негативно о методиках школы, учителях, одноклассниках ребенка в присутствии чада, даже если вам кажется, что повод весомый. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником – так проблемные ситуации решить куда проще;

Упражнения для снятия скованности и страха.

А) Рисование страха и превращение его в прах.

    Побеседуйте с ребёнком, выясните страхи, узнайте, чего он боится. Дайте пальчиковые краски, и пусть он нарисует то, что его пугает. Не оставляйте ребёнка одного в процессе рисования, фантазируйте вместе, помогайте ему! Обыграйте процесс исчезновения страха. Пусть малыш возьмёт ножницы и начнёт разрезать на мелкие кусочки свои страхи, которые он нарисовал. Развеселите ребёнка, показывая, что большой страх на листе бумаги превратился в маленькие бумажки, в мусор, в прах! Предложите ребёнку такое упражнение: сложить из мелких бумажек прежний большой рисунок! Окажется, что это невозможно сделать…

    Третий этап избавления от страха. Сложите мелкие кусочки в конверт, запечатайте его и выбросите его в мусоропровод или отнесите на мусорку..

    Если вы ощутите, что страх всё ещё присутствует, повторяйте упражнение ещё и ещё, пока сам ребёнок вам не скажет, что страха больше нет.

Б) Рисование страха и волшебное превращение!

    Пусть ребёнок нарисует свой страх. Вместе подумайте, как его изменить. Как сделать весёлым, добрым, заботливым, ласковым? Дайте яркие краски, может быть пластилин. Нарисуйте радугу, разноцветный дождь, яркое солнышко!

В) Полёт страха.

    Дети очень любят воздушные шары. Пусть ваш малыш нарисует свой страх, скрутит рисунок трубочкой и положит в воздушный шарик. Надуйте его и отпустите на улице в небо. Страх улетел! Его больше не существует!

Одним из главных является страх, связанный с адаптацией ребенка в коллективе. На этот счет существуют правила, составленные известным педагогом и психологом Симоном Соловейчиком. Познакомьте с ними Ваших детей и возможно, это  поможет им  наилучшим образом социализироваться в кругу своих сверстников.

 

Правила общения со сверстниками

 

- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

- Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Помните, что самое лучшее оружие в борьбе с детскими страхами – это ваша любовь, внимание и забота.